На главную •  Как добраться • Гостиницы • Рестораны • Музеи • Фото • Отдых • История

Вернуться в раздел "Очерки о Суздале"


Судьбы суздальских священнослужителей в 20-30 годы ХХ-го века.

страницы: 1 2

     Интерес к данной теме возник в связи с работой над созданием новой музейной экспозиции "Из истории суздальских монастырей", ее раздела, посвященного состоянию монастырей в России в послереволюционный период.
     В течение последних двух десятилетий исследователями отечественной истории подняты и опубликованы многочисленные материалы о людях разных социальных слоев советского общества, репрессированных в 20-30-е годы ХХ-го века.
     В 2000-ом году увидел свет синодик и биографический справочник "За Христа пострадавшие в земле Владимирской", изданный Свято-Успенским епархиальным женским монастырем г. Александрова, в котором приведены краткие сведения о владимирцах, репрессированных за веру и личные убеждения. В синодик включены 50 имен священнослужителей, монашествовавших, мирян, репрессированных в Суздальском районе в 20-30-е годы.

     Революция 1917-го года резко изменила течение жизни всего населения бывшей Российской Империи. Одним из первых основополагающих документов, наряду с Декретом о мире, Декретом о земле, объявившим монастырские, церковные земли перешедшими в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, был Декрет об отделении церкви от государства, принятый 23 января 1918 года.
     Декрет узаконивал отделение церкви от государства, школы от церкви. Церковные и религиозные общества лишались права владеть собственностью, быть юридическим лицом. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием, а здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти отдавались в бесплатное пользование соответственным религиозным обществам.
     В Суздале к моменту выхода этого декрета действовали 26 церквей и 4 монастыря: мужской Спасо-Евфимиевский, женские Покровский, Ризположенский, Васильевский.
     Из документов известно, что в Спасо-Евфимиевском монастыре в конце ноября 1920-го года проживало 10 монахов, в Покровском - 110 монахинь, в Ризоположенском - 85, в Васильевском - 70. Все они, наряду с церковными священнослужителями, по статье 65 Конституции РСФСР 1918-го года были лишены избирательного права.
     На протяжении ряда лет председатели уличкомов в обязательном порядке представляли в информационно-инструкторский отдел Управления Суздальского Горисполкома именные списки лишенцев. Строгость контроля за выполнением циркуляров усиливалась год от года. Так в марте 1923 года все уличкомы Суздаля в очередной раз получили срочное распоряжение Отдела Управления, который предложил "под личной ответственностью председателей … представить самые точные сведения о всех лицах, лишенных избирательных прав … по указанной форме. За неисполнение сего виновные будут привлечены к ответственности по ст. 118 УК.".
     В общий список лишенцев по г. Суздалю в 1923 году председателями уличкомов было внесено 210 горожан. Половина из них: бывшие торговцы, барышники, помещики, фабриканты, жандармы, городовые, урядники. Остальные - огородники, сапожники, портные, и 24% от списка - не трудоустроенные лица духовного звания, а именно: 31 священник, 19 монахов.
     Поражение в политических правах, последовавшее за принятием декрета об отделении церкви от государства, поставило десятки тысяч людей в положение незащищенности, всеохватывающей зависимости от решений местных властей.
     Отдел Управления Суздальского Горисполкома выдавал разрешения на проведение крестных ходов, собраний суздальского духовенства и религиозных общин, регулярно получал протоколы их заседаний. Общины монастырей испытывали на себе давление со стороны властей, вносивших коррективы в распорядок жизни обителей.
     На примере документов Спасо-Евфимиевского монастыря проследим этот процесс.
     В течение января-апреля 1918 года Спасо-Евфимиевский монастырь лишился лучших полян, пойменного луга в 8 десятин, дававшего до 1000 пудов сена, годового запаса дров, 4-х дач, находившихся в разных районах Владимирской губернии, ветряной мельницы, 2 лошадей с упряжью, т. д.
     11 марта 1918 года Совет старшей братии Спасо-Евфимиева монастыря после очередной конфискации подал епископу Павлу доклад, в котором охарактеризовал ревизии как явление печальное. До сведения настоятеля доводилось, что "не находя способов, при сложившемся порядке вещей, так или иначе реагировать на него, Совет постановил установить лишь самый факт ревизии составлением особого акта".

страницы: 1 2


  Рейтинг@Mail.ru
   © 2005 "Отдых в Суздале"
Пишите нам suzdalhotels@mail.ru и в Гостевую книгу