На главную  Как добраться  Гостиницы  Рестораны  Музеи  Фото  Отдых  История

Музеи Спасо-Евфимьева монастыря.

Интерьер Спасо-Преображенского собора.
    Фрески Гурия Никитина.

"Золотая кладовая. Русское
    декоративно-прикладное искусство X-нач.XXв.в. "

"Книжные сокровища шести столетий"
Русские иконы XVIII - нач.XX вв.
"Д. М. Пожарский - национальный
    герой русского народа"

"Узники монастырской тюрьмы".
История Суздальских монастырей.
"Побеждая время" - живой музей реставрации.
"Сплетение судеб".
Аптекарский огород.

Время работы: с 10-00 до 18-00.
Выходной день - понедельник.
Последний четверг месяца - санитарный день.
Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.00, 13.30, 15.00, 16.30.

Интерьер Спасо-Преображенского собора.
    Фрески Гурия Никитина.

(В начало)

     Стены Спасо-Преображенского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров. Художники работали под руководством прославленного Гурия Никитина - "живописца 1-ой статьи", кого приглашали цари и патриархи, митрополиты и посадские люди украшать храмы Москвы, Ростова, Ярославля, Вологды...
      В XIX веке росписи были поновлены. Последнее и одно из самых совершенных творений Гурия Никитина долгое время было скрыто под более поздними росписями. С начала 1970-х годов начались работы по раскрытию первоначальной живописи. И почти тридцать лет понадобилось реставраторам, работавшим под руководством лауреата Государственной премии России А.П. Некрасова, чтобы возродить "стенное письмо" великого русского живописца. В настоящее время большая часть фресок полностью раскрыта от поздних записей.
      Стенопись Спасо-Преображенского собора по составу циклов близка росписи собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Главная тема росписей, размещенных в четыре яруса на стенах собора - прославление Христа в его человеческом и божественном естестве. Большое место отведено чудесам, совершенным Христом, и притчам, в которых речь идет о милосердии и любви (притча о блудном сыне, о милосердном самарянине). В центральном куполе - традиционная для костромских мастеров композиция "Отечество". На столпах изображены святые, среди них фигуры русских царей: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. При входе в собор помещена композиция "Древо Иессеево", слева от портала - фигура суздальского святого Евфимия. Выразительное колористическое звучание стенописи построено на сочетании бирюзовых, малиновых, золотистых тонов. Мастера создали живописный ансамбль, проникнутый цветовой гармонией, органично сочетающийся с архитектурными формами. В сложных многофигурных композициях, орнаментах одежд, обилии деталей отразился свойственный русскому искусству XVII в. вкус к декоративному "узорочью". Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. Они показывают различные сцены жития святого, в том числе - выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.
     


Золотая кладовая.

(В начало)

     Просторные сводчатые помещения бывшего больничного корпуса с Никольской церковью превратились в экспозицию древнерусского декоративно-прикладного искусства. Богатая и разнообразная коллекция музея позволяет представить различные виды декоративного искусства: мелкую пластику, золотое и серебряное дело, шитье.
      Произведения мелкой пластики выполнялись в технике миниатюрной резьбы по камню, кости , дереву, а также золотого и серебряного литья. Это - нагрудные иконы, кресты, панагии. Замечательны византийские камеи XI-XII в. в.: "Св. Никола" на сапфире и "Св. Георгий" на жадеите. Самый ранний образец русской мелкой пластики - "Св. Пантелеймон", вклад Ивана Грозного в церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
      В следующих двух залах экспонируются произведения ювелирного искусства XVI-XVII в.в. московских и местных мастеров. Прекрасными образцами столичного ювелирного искусства служат кованная серебряная водосвятная чаша, оклады на иконы "Богоматерь Корсунская" и "Богоматерь Владимирская", золотой потир, дискосы - вклады князей Шуйских, Черемисиновых, царские вклады в суздальские и владимирские монастыри и соборы. Выполненные в техниках чеканки, черни, филиграни, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, они являются гордостью музейной коллекции. Интересны произведения местных мастеров: оклады на иконы "Троица", "Преображение" - вклады кн. Д. Пожарского. Здесь также представлены богато украшенные напрестольные Евангелия из местных церквей.
      Среди образцов древнерусского шитья - первоклассные образцы XVI-XVII в.в. из монастырских мастерских, царских и княжеских "светлиц". Одним из древнейших образцов лицевого шитья является покров на гробницу Ефросинии Суздальской, вышитый в мастерской Соломонии Сабуровой после пострижения ее в Покровский монастырь. Среди образцов орнаментального шитья - одежды священнослужителей, детали убранства церквей.
      В последнем зале представлено декоративное искусство XVIII- нач. XX в.в. Здесь особенно интересны образцы финифти, столь модной и сейчас.
      Богатая и разнообразная коллекция представляет большой интерес как для специалистов, так и для всех любителей декоративно-прикладного искусства. Это одна из самых посещаемых выставок суздальского музея.


"Книжные сокровища шести столетий"

(В начало)

     Выставка расположена на втором этаже бывшего корпуса архимандрита - памятника архитектуры XVII в. В первом зале представлены рукописные книги: Евангелия, записи церковных песнопений, произведения беллетристики, памятники публицистики и права. Книги привлекают внимание красочными миниатюрами и многоцветным орнаментом. Предваряет выставку похвала книжной мудрости из первой русской летописи - "Повести временных лет": "Велика бывает польза от учения книжного. Книги - суть реки, наполняющие вселенную, в них неизмеримая глубина".
      Следующие два зала посвящены старопечатной книге. Здесь можно увидеть оригинал первой русской печатной книги- "Апостол" Ивана Федорова, книги его учеников. Многие памятники книжной культуры знакомы нам по иллюстрациям из школьного учебника: Соборное уложение-кодекс законов Русского государства, "Грамматика" Мелентия Смотрицкого, которую великий Ломоносов назвал "вратами учености", первая русская книга в стихах - Псалтирь Симеона Полоцкого. В XVII в. не утратила своего значения и рукописная книга: большой популярностью пользовались Азбуковники - своеобразные рукописные энциклопедии, Космография и Люцидариус- книги по географии и астрономии. Одна из самых примечательных книг экспозиции - Евангелие царевны Софьи Алексеевны, вклад в суздальский Рождественский собор.
      В зале XVIII в. широко представлены книги светского содержания. О значительных достижениях русской науки напоминают сочинения М. Ломоносова, историка В. Татищева, путешественника И. Лепехина. Большая подборка книг отражает издательскую деятельность выдающихся русских просветителей - Н. Новикова и А. Радищева. Украшением экспозиции являются книги зарубежных авторов XVIII - Сервантеса, Вольтера, Фонтенеля. Отдельную витрину занимают книги, напечатанные во Владимирской губернии, которую основал известный московский издатель Пономарев.
      В последнем зале представлены книги XIX - нач. XX в. в. Это прижизненные публикации произведений И. С. Тургенева, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и др. Завершается экспозиция подборкой изданий первых лет Советской власти.


Русские иконы XVIII - нач.XX вв.

(В начало)

     В Суздале уже много лет существует выставка прекрасных икон XII-XVII вв. На вновь открывшейся выставке "И дышит непонятная святая прелесть в них... " представлены иконы более позднего времени из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Многие экспонируются впервые и имеют свою интересную историю. Так, в 1913 году приехавший в Суздаль император Николай II повелел отобрать в женском Покровском монастыре 32 иконы для музея Александра II (ныне Русский музей) в Санкт-Петербурге. В числе других была и особо почитаемая "Троица". Монастырская настоятельница слезно взмолилась сделать и оставить в Суздале хотя бы копию со святыни (в экспозиции представлена та самая копия). Здесь же показано искусство русских ювелиров, ибо в XIX веке наиболее чтимые иконы богато украшались золотыми и серебряными окладами, разноцветной эмалью, драгоценными камнями и жемчугом. Особый интерес представляют иконы, написанные учениками и последователями Симона Ушакова, а также "богомазами" Мстеры - маленького городка Владимирской губернии и одного из важнейших центров русского иконописания XIX-нач. XXвв.


"Д. М. Пожарский - национальный
    герой русского народа"

(В начало)

     В Благовещенской надвратной церкви собраны материалы о национальном герое России, князе Д. М. Пожарском. Род Пожарских был тесно связан с суздальской землей. Здесь были их земельные владения, они были вкладчиками в суздальские монастыри, на территории Спасо-Евфимиева монастыря находилась их родовая усыпальница. Уникальность выставки состоит в том, что на ней представлены почти все вклады Пожарских в Суздаль: царские врата XVII в., митра с золочеными дробницами, драгоценными камнями и жемчугом, книги, иконы, паникадило и др.
      Экспозиция рассказывает нам о Смутном времени начала XVIIв О времени боевых действий повествуют пищали, пушки, коптя и бердыши, знамя ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского /копия, подлинник в Оружейной палате Московского Кремля./ Документы рассказывают об ожесточенном сражении за Москву в октябре 1612 года: "Бились мы четыре дня и четыре ночи, не сходя с коней" /из рапорта кн. Трубецкого./ За храбрость, проявленную в сражении, Д. Пожарский был удостоен награды - сабли, украшенной драгоценными камнями, пожалован чином личного боярина. К. Минин был удостоен дворянского звания. Символом тревожного Смутного времени можно считать колокол в центре одного из залов.
      Завершают мемориальную часть выставки шесть белокаменных надгробных плит из усыпальницы Пожарских и Хованских, разрушенной в сер. XVIII в., когда плиты были использованы в качестве строительного материала и положены в западную стену монастыря. Найдены плиты были во время реставрационных работ в 1988 году. Среди плит - надгробия отца полководца, Михаила Федоровича, и матери, Ефросинии Федоровны.
      К сожалению, не сохранилась и часовня XIX в., возведенная над могилой Д. Пожарского. Она была уничтожена в 30-е годы, когда в монастыре была размещена тюрьма особого назначения.
      В галерее церкви - материалы, рассказывающие об увековечивании памяти полководца в памятниках искусства и архитектуры: картины, плакаты времен ВОВ, уменьшенная копия самого известного памятника Минину и Пожарскому на Красной пл. в Москве.


"Узники монастырской тюрьмы".

(В начало)

     Одноэтажное здание XVIII в. в северной части Спасо-Евфимиева монастыря, предназначенное для монастырской братии, со времен Екатерины II использовалось как арестантское отделение. О трагических страницах монастырской истории рассказывает экспозиция, открытая в 2001 г. Она состоит из двух частей: в первой представлены материалы по истории тюрьмы дореволюционного периода, во второй - советского времениПодлинные свидетели прошлого - высокая кирпичная стена, ворота, прогулочный двор, тюремный коридор, камеры. Учрежденное в 1766 г. Екатериной II арестантское отделение просуществовало официально до 1 января 1906 г. 403 человека были узниками этой тюрьмы. Со времени основания арестантского отделения до 1829 г. состав узников был весьма разнообразен. Здесь находились люди различных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых. С 1829 г. в тюрьму стали заключать лиц только духовного звания, а также раскольников и сектантов. Представители скопчества, молокан, прыгунов, хлыстов, в 50-х годах XIX в. четверо старообрядческих архиереев - "гости" монастырской обители. Несмотря на военизированный караул, охранявший узников, из тюрьмы совершались побеги. Значительную роль в деле закрытия арестантского отделения сыграл один из последних настоятелей монастыря - архимандрит Серафим (Л.М. Чичагов). Инициатор освобождения узников в 1903 г., о. Серафим не предполагал, что в недалеком будущем сам станет арестантом и будет расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой в 1937 г.
      Вновь перед нами тюремный коридор. Радостные, светлые лица советских людей смотрят на нас с плакатов 1930-х годов: "Хорошо в стране Советской жить". Слова песни обрываются : и на нас наваливается вся боль, вся скорбь, все человеческие страдания, которые помнят стены этого здания. Лица и тени лиц - сотни, тысячи искалеченных судеб. В 1923 г. в монастыре был организован один из политических изоляторов для "перевоспитания" идейных противников новой власти. Социалисты, анархисты, партийные руководители и беспартийные, профессора и крестьяне оказались по воле судьбы на тюремных нарах Суздаля. В "Суздальской бастилии" были в заточении такие известные в стране люди, как бывший директор Государственной публичной библиотеки В.И. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М.Н. Рютин, экономист с мировым именем Н.Д. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 годов Л.Н. Юровский.
      Кроме материалов о суздальских заключенных, в новой экспозиции есть раздел о массовых репрессиях 1920-1950-х гг. Об этом рассказывают документы и фотографии, книги, уникальные предметы, чудом сохранившиеся до наших дней: наручники, лагерный номерной знак, самодельный молитвенник и другие личные вещи репрессированных. С 1940 г. до 1946 г. на территории многострадального Спасо-Евфимиева монастыря находились военные: вначале интернированные офицеры чешского легиона бывшей польской армии, затем солдаты и офицеры Красной армии, которые проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. В фильтрационном лагере, закрытом 1 января 1943 г., прошли проверку 8232 человека. После наших военных, в лагерь стали поступать военнопленные немецкой армии из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 года более двух месяцев в одном из корпусов содержался сам Ф. Паулюс.
      После закрытия офицерского лагеря для военнопленных, с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещались трудовые и воспитательные колонии для несовершеннолетних.
      Эта часть экспозиции возникла благодаря снятию грифа секретности с большинства документов государственных и ведомственных архивов и возможности изучения трагического периода нашей истории, судеб узников Суздальской тюрьмы.


История Суздальских монастырей.

(В начало)

     "История суздальских монастырей" - экспозиция в Братском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря, рассказывающая о непреходящем историко-культурном значении православия для нашей страны, о неразрывности понятий - Россия, Православие, Культура.
      Суздаль - один из крупных религиозных центров России. Не случайно в современных иностранных путеводителях его именуют "русским Ватиканом" и "православной Меккой". На протяжении веков город славился своими многочисленными церквами, монастырями, уступая по их обилию разве что первопрестольной. За всю историю в Суздале было известно пятнадцать монастырей. Среди них такие знаменитые и могучие, как Покровский женский, Спасо-Евфимиев мужской, а также малоизвестные, лишь кратко упомянутые в древних описях города, - Никольский, Якиманский, Крестовоздвиженский.
      Монастыри служили разным целям: были опорой княжеской власти, использовались как крепости, славились как культурные центры. В XV - XVI вв. монастыри были главными заказчиками при строительстве каменных сооружений в Суздале. И многие памятники монастырского зодчества той поры являются подлинными архитектурными шедеврами. Монастыри сыграли важную роль в истории города, были непосредственными участниками интереснейших событий. А сколько примечательных личностей вспоминаем мы, говоря о суздальских монастырях!
      Музейщики не претендуют на всесторонний и фундаментальный рассказ о русских православных монастырях. Мы пытаемся на примере Суздаля показать монастыри как центры духовной и культурной жизни Древней Руси и России, рассказать о хозяйственно-экономической и строительной деятельности монастырей и дать представление о драматичной судьбе русских обителей в ХХ столетии.
      Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Один из первых монастырей, знаменитый центр духовной и культурной жизни - Киево-Печерская Лавра, послужившая впоследствии образцом для всех русских монастырей. Первый монастырь в Суздале - Дмитриевский - был основан в конце XI в.
      О монастырях суздальской земли рассказывают нам многочисленные памятники архитектуры, истории и декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сохранилась лишь малая часть от некогда несметных монастырских сокровищ. Национализация 20-х годов XX в. лишила обители их имущества, и лишь немногое было передано на хранение в музей. Московскими и местными музейными специалистами были отреставрированы произведения, представляющие художественную и историческую ценность. Более 600 экспонатов, представленных на выставке, расскажут об истории суздальских монастырей. Большинство суздальских обителей связано с именами прославленных русских святых. Преподобная Евфросинья прославила своей подвижнической жизнью Ризположенский монастырь. С именем Александра Невского связывается основание Александровского монастыря. Св. Евфимий Суздальский был первым настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря. В Покровский монастырь была сослана первая жена Василия III Соломония Сабурова, прославленная как святая София Суздальская: В экспозиции представлены иконографические изображения суздальских святых, среди которых очень редкие на Руси - преп. Евфимия Суздальского и преп. Софии Суздальской.
      Монастырь - это особый мир. Мир иноков, т.е. "иных", отличных от мирских, людей. В монастыре существуют свои законы, определенные формы общежития. Так, в экспозиции, в частности, рассказывается о том, как велось в монастырях хозяйство, о том, что монастыри были крупнейшими землевладельцами, владели тысячами крепостных крестьян. Об этом свидетельствуют копии жалованных грамот Ивана Грозного, Дмитрия Пожарского. Демонстрируются вкладные иконы, шитье (в том числе, такие уникальные произведения, как плащаница нач. XVII в. княгини Феодоры, второй жены Д. Пожарского). В монастырях писались иконы, и в экспозиции представлен "уголок иконописца", где можно увидеть иконы из суздальских монастырей, инструменты иконописца. Кстати, ценность икон отмечал приезжавший в Суздаль Николай II. Тогда по его велению 43 произведения, "нуждающиеся в искусной чинке", были отправлены на реставрацию в Санкт-Петербург в Русский музей и таким образом были спасены от неминуемой гибели.
      В монастырях создавались библиотеки, и это прекрасно показано в воссозданном интерьере книгохранилища. Монастыри были центрами просветительной и благотворительной деятельности.
      20-е годы XX столетия - трагическое время для суздальских монастырей. Православные подвижники не жалели жизни во имя своей веры. Печально известна судьба настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря митрополита Серафима Чичагова, расстрелянного в 1937 г. Его участь разделили настоятельница Покровского монастыря игумения Мария Либеровская и игумен Леонтий Стасевич, настоятель Спасо-Евфимиева монастыря: И как символ поруганной веры и гибнущей России - разбитый колокол XVI в., вклад суздальского князя Горбатого в Спасо-Евфимиев монастырь. На заре XX в. автор "Исторического описания Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря" Л. Сахаров мечтал о том времени, когда "обветшавшие здания и монастырские стены вызовут искренних почитателей отечественных святынь к возведению обители на степень прежнего процветания". И такое время пришло. Восстановленный музеем-заповедником Спасо-Евфимиев монастырь, начиная с 1968 г., когда архитектурный ансамбль был музеефицирован, посетило более 15 млн. туристов.


"Побеждая время" - живой музей реставрации.

(В начало)

     10 декабря 2003 года в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, на втором этаже Братского корпуса открылся первый в России "живой" музей реставрации Его особенность и уникальность заключается в том, что в музее представлены не только спасенные шедевры. Мы становимся очевидцами таинственного процесса освобождения от поздних записей древней иконы, обновления обветшавшего гобелена, починки старинной шкатулки: Мы наблюдаем, как священнодействуют реставраторы над произведениями искусства, возрождая их к жизни из небытия.
      Музей знакомит нас с несуетной, негромкой, но благороднейшей профессией реставраторов, тех, кого в музейном мире величают "золотыми руками". Здесь, в оборудованных мастерских по реставрации произведений древнерусского искусства, крестьянской и городской одежды, мебели процессы реставрации демонстрируются "вживую".
      Посетитель может следить за искусной работой рук реставратора, за самыми тонкими манипуляциями при проведении расчисток от поздних записей на иконах, укреплений и тонировок под микроскопом или восстановлении тончайшего золотого шитья. Эта экспозиция является экспериментальной моделью открытого хранения и даст посетителю представление о богатстве и многочисленности музейного собрания, а сочетание отреставрированных и нуждающихся в реставрации предметов позволит оценить мастерство и ответственность работы реставраторов.


"Сплетение судеб".

(В начало)

     18 мая 2003 года в Суздале в Братском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря открылась удивительная выставка "Сплетение судеб ".
      С этим городом переплелись судьбы итальянских военнопленных, выдающегося итальянского поэта, художника и киносценариста Тонино Гуэрры и его русского друга, великого режиссера Андрея Тарковского. Интересные находки в художественном оформлении экспозиции позволяют расширить камерное пространство трех залов со сводчатыми потолками и гармонично вписать в них столь необычный материал выставки.
      Первый зал экспозиции посвящен событиям второй мировой войны. 1943 год - разгром немецких войск под Сталинградом. Волею судьбы в Суздале, в Спасо-Евфимиевом монастыре, в Братском корпусе с зимы 1943 года по лето 1946 года находились итальянские офицеры - военнопленные лагеря № 160 НКВД. Более 600 прибывших итальянцев, обмороженных, голодных и больных нашли вечный покой в суздальской земле. Скорбный список итальянцев представлен здесь же в Книге памяти. Документальный материал экспозиции: фотографии, тексты воспоминаний жителей города, сотрудников лагеря и бывших военнопленных - воссоздают картину тяжелой зимы 1943 года, лагерный быт 1943-1946 годов.
      Бывшие военнопленные с теплотой вспоминают людей, которые помогли им выжить. В память этого они подарили музею свои рисунки монастыря-лагеря. Зарисовки военнопленных Д.Басси, К.Ромоли и К.Винчетини можно увидеть на выставке. В 1992 году президентом Италии г-ном Коссигой был открыт памятник умершим в Суздале итальянцам. Фотография мемориала представлена в первом зале выставки. Второй зал экспозиции посвящен великому режиссеру Андрею Тарковскому и его фильмам "Андрей Рублев" и "Ностальгия".
      На фоне монастырской стены в 1965 году начались съемки фильма "Андрей Рублев" с одной из самых знаковых сцен - это новелла "Колокол". Здесь также представлены литературные и режиссерские сценарии будущего фильма, фотографии, книги. В Москве Тарковский знакомится с выдающимся итальянским поэтом, художником, сценаристом Тонино Гуэррой. Вместе они сняли в Италии фильм "Ностальгия", которому предшествовал документальный фильм "Время путешествия". В третьем зале размещена выставка художественных произведений Гуэрры - это графические, живописные, керамические работы. Фантазией и талантом мастера созданы фонтаны, украшающие города Италии, фотографии этих фонтанов можно часами рассматривать и удивляться полету творческой мысли художника. Гуэрра - человек, отмеченный множеством наград, и как творческая личность, и как человек мира. Он работал с великими режиссерами Феллини, Антониони, Де Сикой, Ангелопулосом.

Аптекарский огород.

(В начало)

     Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи-лечцы Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями. Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широких размах в середине 17-го века, когда царем Алексеем Михайловичем был создан "Аптекарский приказ", ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы "аптекарские огороды" - сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения. При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.
      Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаев. Силами сотрудников ВСМЗ этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 4 x 4 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.
      На лето 2003 там произрастали: любисток, ревень, хрен, мята перечная, медуница, чабер, щавель, эстрагон, родиола розовая, расторопша, купена, мелисса, петрушка, пижма, пастернак, шалфей, календула, душица, эхиноцея, первоцвет, гравилат, чистотел, пустырник, мать-и-мачеха, ландыш, иссоп, зверобой, валериана, девисил, цикорий, тысячелистник, майоран, базилик (зеленый и фиолетовый), наперстянка, лофант, алтей, монарда, зубровка, тимьян, синюха, бадан и спаржа. Добро пожаловать!

В начало


На главную  Как добраться  Гостиницы  Рестораны  Музеи  Фото  Отдых  История


  Рейтинг@Mail.ru
   © 2005 "Отдых в Суздале"