Суздаль

О городе Суздале можно сказать: "Мал золотник, да дорог". Суздаль дорог сердцу каждого русского человека, так как именно с ним связано начало России, история нашей государственности, культуры и искусства.
      Неизвестны дата основания города, имя основателя, тайной остается и название его, однако со всей уверенностью можно сказать, что Суздаль принадлежит к числу древнейших русских городов.
     990 год. - В Степенной книге о крещении Руси говорится: "В лето 6498 (990 г.) от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суждальскую землю взем съ собою двух Епископов… и в земли Суждальской вся люди крестиша. "
     1024 год. - Первое упоминание в летописных источниках Суздаля как города. В Лаврентьевской летописи говорится, что "бе мятеж велик", на подавление которого в Суздаль из Новгорода Великого приходит Ярослав Мудрый со своею дружиной. С этой даты официально отсчитывается возраст Суздаля.
     1097 год. - Съезд князей в Любече утверждает право на владение северо-восточной землей за Владимиром Мономахом. По приказу князя вокруг Суздаля строится земляной вал, сохранившийся до наших дней. На рубеже XI-XII вв. формируется планировка города, основан первый в Суздале монастырь - Дмитриевский (на этом месте в настоящее время расположен МДЗ). По приказу Владимира Мономаха в Суздале, впервые на Северо-востоке, воздвигнут кирпичный Успенский собор.
     1-я половина XIIв. - Суздаль - политический и культурный центр Северо-востока. При первом суздальском князе Юрии Долгоруком границы Ростово-Суздальского княжества на севере доходят до Белого озера, на востоке - до Волги, на юге Суздальское княжество граничит с муромо-рязанскими землями, а на западе - со смоленскими и новгородскими. Расширяя границы княжества, Юрий Долгорукий одновременно заботится об их безопасности, для чего были основаны города-крепости: Москва, Переславль-Залесский, Кострома, Городец, Звенигород, Галич, Дмитров, Юрьев-Польской и другие. В 1152 году в 4-х километрах от Суздаля Юрий Долгорукий основал свою крепость-резиденцию Кидекша, где строится первая на Северо-востоке белокаменная церковь Бориса и Глеба (сохранилась до наших дней). В 1155 году Юрий Долгорукий завоевывает далекий Киев (считается, отсюда его прозвище - Долгорукий).
     Середина-конец XIIв. - Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский оставляет данный ему отцом удел в Вышгороде, близ Киева, и переезжает на свою родину, на Суздальскую землю. Он порвал с приближенными отца боярами, изгнал своих младших сводных братьев и положил начало новой политике - единодержавия и самовластья. В своей политике он не стал опираться на старую ростово-суздальскую знать и перенес столицу из Суздаля во Владимир, где видел свою опору в новой растущей социальной прослойке городских ремесленников, купцов и мелких феодалов. Бояре оказывают сопротивление политике единовластия князя Андрея, и в 1174 году Андрей Боголюбский был зверски убит в своей резиденции Боголюбово. Суздаль делает попытку выйти из подчинения Владимиру, но победа за владимирский престол остается за младшими братьями Андрея Боголюбского - Михаилом и Всеволодом, и Суздаль окончательно вошел в состав Владимирского княжества.
     1238 год. - Суздаль пережил нашествие монголо-татар: "…татарове…идоша и взяша Суждаль. И двор княж огнем пожгоша и монастырь святаго Димитрия пожгоша а прочия разграбиша… и люди все иссекоша" - так повествует Лаврентьевская летопись об этом событии. Жестокому разорению Суздаль в XIII веке подвергался еще дважды - в 1281 и 1293 годах.
     1341-1392 гг. - образуется Суздальско-Нижегородское княжество под властью Константина Васильевича Суздальского. Недолгое время Суздальско-Нижегородские князья даже выступают соперниками московских князей в борьбе за титул Великого Владимирского князя, который считался главой всей Руси. В 1366 г. заключается союз двух княжеств - Московского и Суздальско-Нижегородского, скрепленный браком Дмитрия Ивановича (Донского) с княжной Евдокией, дочерью князя Дмитрия Константиновича Суздальского.
     1445 год. - Последняя попытка суздальских князей восстановить независимость и старые границы княжества. Суздальские князья заключили договор с противником московского князя Василия II(Темного) Дмитрием Шемякой, который на короткое время захватил власть в Москве. Но эта попытка успеха не имела, Шемяка был отравлен московскими боярами, а суздальские князья вынуждены были смириться и окончательно подчиниться Москве.
     Конец XV-VIвв. - В этот период Суздаль - рядовой "замосковный" городом, совершенно незначительный в политическом отношении. Зато он начинает процветать как религиозный центр и место святого паломничества. В Суздале обретаются мощи основателя и первого настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря Евфимия, суздальских епископов Федора-грека и Иоанна, настоятельницы Ризоположенского монастыря Ефросинии. С середины XVIв. Суздаль становится местом ссылки представителей старинных родов, вставших в оппозицию политике централизации Москвы. Женский Покровский монастырь преобретает известность как место ссылки представительниц знатных родов и царских жен.
     XVII в. - В начале века Суздаль переживает польско-литовскую интервенцию, когда городу было причинено разорение, почти равное татарскому разорению начала XIIIв. В Суздале под руководством воеводы Измайлова был сформирован отряд, который в составе 2-го Народного ополчения во главе с К.Мининым и Д.М.Пожарским. принял участие в освобождении Москвы в 1612 году С 1608 по 1611 год Суздаль был оккупирован войсками пана Лисовского, освобожден отрядами князя Пожарского. В 1642 году Дмитрий Михайлович Пожарский, суздальский князь, национальный герой русского народа, был похоронен в родовой усыпальнице на территории суздальского Спасо-Евфимиева мужского монастыря. На этом месте в настоящее время находится современный памятник. Одна из улиц города носит имя Д.М.Пожарского.
     Конец XVII-начало XVIIIвв. - период наивысшего церковного могущества Суздаля. Это обусловлено деятельностью главы суздальской епархии митрополита Иллариона. В Суздале ведется интенсивное строительство: перестраивается Рождественский собор и обновляется его живопись, рядом устраивается большой Архиерейский дом с величественной Крестовой палатой, на посаде строится ряд церквей, расписывается Спасо-Преображенский собор. Однако жилые дома и оборонительные сооружения Суздаля остаются деревянными. В 1719 году сильный пожар уничтожил деревянные стены Кремля, которые больше не восстанавливались.
      В этот период в Суздале, несмотря на тяжелые последствия польско-литовской интервенции, развиваются ремесла и торговля. В Суздале работают ремесленники 50 различных специальностей: кузнецы, каменщики, серебряники, медники, гончары, пушкари и другие.
     2-я половина XVIII в. - Экономические реформы Петра I и Екатерины II подрывают хозяйство церквей и монастырей, в этот период строят в основном небольшие теплые церкви - пары летних. Одновременно разворачивается светское строительство. Наступает "золотой век" экономики Суздаля. Развитие ремесла конца XVII-начала XVIIIвв. подготовило почву для мануфактурного производства. В Суздале было 17 кожевенных заводов, 3 солодовенных, 17 кузниц, 1 шелковая фабрика, 3 полотняных завода. Суздальские купцы поставляют свои товары в Москву, Санкт-Петербург, за границу.
      В помещении Архиерейских палат открывается цифирная светская школа. Здесь учился Дмитрий Иванович Виноградов, изобретатель русского фарфора, талантливый инженер, уроженец Суздаля.
     2-я половина XVIII века - это время обострения классовых противоречий, усиления крепостного гнета, что отразилось в Суздале учреждением в Спасо-Евфимиевом монастыре по приказу императрицы Екатерины II тюрьмы "для безумствующих колодников".
      В конце XVIII в. учреждена Владимирская губерния, Суздаль получает статус уездного города.
     1-я половина XIX в. - Торговля в Суздале была тесно связана с производством. Постепенно производство в Суздале сокращается, работа ведется вручную, не используются современные технологии, что приводит к сокращению торговли. Если в 1784 году в Суздале 1039 купцов, то по переписи 1825 года - только 36. Однако строятся роскошные Торговые ряды или Гостиный двор.
     2-я половина XIX начало XXвв. - Главное занятие горожан - огородничество и садоводство. Главные огородные культуры для Суздаля - лук, огурцы, хрен. Многочисленные ремесленные профессии исчезают, однако по-прежнему работают кузнецы, чеканщики, резчики, позолотчики по дереву. Жизнь и нравы в городе в то время были замкнутыми и консервативными.
     XX-в. - Бурные события начала XX в. затронули и маленький уездный город. В 1923 г. закрываются все суздальские монастыри, начинается расхищение церковного имущества. Благодаря самоотверженному труду работников музея удается сохранить сокровища древнерусской культуры, которые составили основу коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
      С 1923 по 1967 годы в Спасо-Евфимиевом монастыре действует тюрьма, а в годы ВОВ - лагерь для военнопленных.
      В 60-е годы Суздаль включен в маршрут "Золотое кольцо России" и начинается развитие города как центра туризма. За реставрацию памятников, сохранение уникального облика города, развитие отечественного и международного туризма Суздаль награжден советским орденом "Знак почета" (1974 г.) и призом Международной федерации журналистов и писателей по туризму "Золотое яблоко" (1982 г.)
      В декабре 1992 года решением XVI сессии Комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО (г. Санта-Фе, США) наиболее значимые памятники белокаменного зодчества Суздальской земли включены в Список Всемирного наследия.



На главную  Как добраться  Гостиницы  Рестораны  Музеи  Фото  Отдых  История

  Рейтинг@Mail.ru
   © 2005—2014 "Отдых в Суздале"